Дмитрий Гурович о терменвоксе и музыкальных экспериментах
18 октября в винном баре «74» впервые прозвучал терменвокс — редкий музыкальный инструмент, игра на котором напоминает магическое действо: музыкант, не касаясь самого инструмента, «дирижирует» звуковыми волнами в воздухе, и так на свет рождаются мелодии. Из ниоткуда. Из небытия. Дмитрий Гурович – петербургский контрабасист, композитор, лучший lounge-диджей России 2008 года, рассказал нам о своих музыкальных экспериментах.
«74»: Дмитрий, у Вас было много музыкальных проектов. С какими работаете сейчас?
ГУРОВИЧ: Проектов много. Они появляются сами собой, и заниматься всеми, к сожалению, не хватает времени, поэтому сейчас я концентрируюсь преимущественно на проекте с терменвоксом, устраиваю выступления в дуэте с пианистом или в более расширенном составе джазовых музыкантов, потому что инструмент, действительно, необычный, очень интересный, впечатляющий. Для многих людей он в новинку.
«74»: А как Вы о нем узнали? Это года четыре или пять назад случилось?
ГУРОВИЧ: Я купил терменвокс в 2009 году. А за несколько лет до этого я просто увидел его по телевизору, мне это показалось каким-то волшебством, фантастикой. И до сих пор такого мнения придерживаюсь. Я не рассчитывал, что научусь на нем играть. Но когда начал заниматься, то понял, что теоретически научиться возможно. Через какое-то время у меня начало получаться, и стали появляться все новые и новые инструменты. Тот терменвокс, на котором я играю сейчас — это уже третий по счету.
«74»: А с чем связана замена? Выходят из строя?
ГУРОВИЧ: Нет, с апгрейдом. Немаловажно, чтобы инструмент был удобен для тебя, тогда играть будет комфортно и легко. Мой сегодняшний терменвокс наиболее мне подходит, хотя и он не совершенен. До последнего года терменвоксы были аналоговыми…
«74»: А что это значит? Ограниченные возможности игры?
ГУРОВИЧ: Да, терменвоксы работали без использования современной электроники. Можно провести параллель с синтезатором. В синтезатор «забиты» разные звуки, поэтому клавиши могут звучать как угодно, как любой инструмент. У терменвокса это пока не развито. Он звучит примерно одним и тем же звуком. Мне бы хотелось больше возможностей. Хотя уже определенное развитие есть, например, я могу играть голосом тенора.
«74»: За пять лет, что Вы играете на этом инструменте, поменялось ли как-то отношение к нему, если сравнивать с изначальным?
ГУРОВИЧ: Да, сейчас для меня это естественно. Я даже себя некомфортно чувствую, если не поиграю один день, хотя бы чуть-чуть.
«74»: То есть все время приходится упражняться?
ГУРОВИЧ: С любым инструментом, чтобы его освоить, нужно каждый день заниматься, хотя бы на первом этапе, пока не появится легкость.
«74»: Дмитрий, Вы сказали, что чаще играете в дуэте или трио. А как набираете музыкантов в свою команду? По какому принципу?
ГУРОВИЧ: Я вращаюсь в джазовых кругах, поэтому хорошо знаю эту сферу и людей. Последнее время я много играю с Дмитрием Братухиным, которого считаю очень сильным музыкантом. Он к тому же музыкальный теоретик, очень образованный человек, легко играет во многих стилях. Мы с ним исполняем джаз, электронную музыку. Как аккомпаниатор он идеален.
«74»: Насколько, на Ваш взгляд, терменвокс и джаз совместимы?
ГУРОВИЧ: Использование терменвокса достаточно редко встречается в джазе. Но есть одна американская исполнительница – Pamelia Kurstin. Ей это удается делать весьма интересно. Но чаще терменвокс используют для эффектов. В фильмах ужасов, в фильмах про инопланетян, а также в «космической» музыке. Необычное звучание инструмента сразу же привлекает внимание.
«74»: Ваш проект «Poetrio» заявлен как импровизационный. А что для Вас импровизация в музыке и насколько она возможна?
ГУРОВИЧ: В традиционном джазе имеет место импровизация, но это импровизация «на тему». Есть квадрат гармонии, по которому идет импровизация, одна мелодия звучит в начале и в конце — то есть существуют определенные рамки. В «Poetrio» мы импровизируем в стиле электронной музыки, и там полностью все придумано нами.
«74»: Получается, один концерт может полностью отличаться от другого?
ГУРОВИЧ: Да, полностью отличается! Мы не договариваемся, что будем играть. Можем только переглянуться, выбрать тональность, но даже и это не всегда происходит. Обычно кто-то начинает играть, а остальные подхватывают. Музыка придумывается сиюминутно. Также концерты отличаются, потому что мы играем с разными составами. Среди музыкантов «Poetrio» — клавишники Дмитрий Братухин, Александр Алексеев, Николай Серебряков. Они все мощные состоявшиеся музыканты, со своими идеями и звучанием.
«74»: Чем планируете заниматься в будущем? На чем сосредоточиться?
ГУРОВИЧ: Мне интересен бас, контрабас, синтез стилей, создание авторской музыки, совмещение визуального и музыкального искусства. Много всего интересного!
18.10.2014
Интервью предоставлено Бар 74
Бар 74 – https://vk.com/afisha_bar74