Терменвокс – «отец» всех электронных музыкальных инструментов; редкий и необычный, он издает звуки без прикосновений музыканта. Играть на нем умеют лишь несколько десятков энтузиастов в мире. В эти выходные 20 из них собрались на занятиях «Летней академии» в Кольмаре.
«Все готовы? Повторяем двенадцатый такт!» В своем старом доме в центре Кольмара Тьерри Френкель, профессор и реставратор терменвоксов, репетирует квартет по партитурам Вивальди, адаптированным для этого уникального инструмента. Поклонники инструмента из Ливерпуля, Копенгагена и Гамбурга, плавно водят руками в воздухе над своими загадочными устройствами, будто перебирая струны невидимых скрипок. Изобретенный в 1919 году русским физиком и музыкантом-любителем, терменвокс работает по принципу радиочастотной интерференции: музыкант модулирует звук, перемещая руки возле двух антенн. Правая вертикальная антенна контролирует высоту звука. Левая, в форме подковы, модулирует громкость и «музыкальную экспрессию» – по выражению Френкеля. Специальная кнопка меняет тембр инструмента, делая звук похожим на скрипку, флейту или кларнет. «Самая большая сложность заключается в том, что вы все время держите руки на весу. У вас нет никакой разметки, чтобы понять, куда поставить пальцы и получить ту или иную ноту», – отмечает 50-летний профессор, программист по профессии, который стал одним из немногих европейских мастеров, способных ремонтировать и настраивать терменвоксы. На его занятиях классическая музыка сменяет возню с транзисторами и паяльником. «Он перестроил мой инструмент и расширил его диапазон: теперь я располагаю семью октавами вместо четырех», – комментирует ученик. «Малейшее колебание имеет значение» Во время репетиции концерт для четырех голосов оживает: звук, льющийся из динамиков, сначала кажется робким и жалобным, а затем, когда музыканты достигают согласия, становится уверенней и чище. Несколько композиций были написаны специально для терменвокса, голос которого давно звучит в качестве саундтреков к фильмам – как правило, к научно-фантастическим, где этот инструмент призван подчеркнуть напряженность пугающих сцен. В самом деле, любой, кто только учится игре на терменвоксе, поначалу издает не самые приятные звуки, но реальные возможности этого инструмента не вмещаются в рамки столь узкой специализации. Для того, чтобы играть на терменвоксе, необходимо иметь минимальный музыкальный слух: «Я пыталась сыграть гамму, но это было непросто», – подтверждает Колин Пьерре, 27-летняя кларнетистка, приехавшая в Кольмар, чтобы взять первые уроки игры на терменвоксе. По правде говоря, в мире существует не так много музыкантов, которых можно назвать настоящими виртуозами терменвокса. Немка Каролина Айк считается одним из лучших терменвоксистов, сохранивших страсть к терменвоксу в течение всей жизни. Она успешно воплощает свою любовь к музыке во время многочисленных концертов и в преподавании. «Мне нравится, что терменвокс позволяет извлекать динамический звук, вибрато, как на скрипке», – говорит эта 26-летняя преподавательница из Лейпцига (Восточная Германия). Сама она практикуется в искусстве игры на терменвоксе с 7 лет. «Мы можем передать множество эмоциональных оттенков – каждое малейшее движение рождает звук, дрожание пальцев добавляет красок», – считает артистка, только что записавшая компакт-диск. По мнению Терри Боулера, 62-летнего инженера из Ливерпуля, игра на терменвоксе очень расслабляет после рабочего дня. «Для меня это – особая форма медитации. Мы все «заражены» терменвоксом, и вам тоже следует это попробовать», – заключает он, смеясь. Перевод – Максим Вайнберг |