«Летняя академия терменвокса» в Кольмаре

Терменвокс в КольмареТерменвокс – «отец» всех электронных музыкальных инструментов; редкий и необычный, он издает звуки без прикосновений музыканта. Играть на нем умеют лишь несколько десятков энтузиастов в мире. В эти выходные 20 из них собрались на занятиях «Летней академии» в Кольмаре.

«Все готовы? Повторяем двенадцатый такт!»

В своем старом доме в центре Кольмара Тьерри Френкель, профессор и реставратор терменвоксов, репетирует квартет по партитурам Вивальди, адаптированным для этого уникального инструмента. Поклонники инструмента из Ливерпуля, Копенгагена и Гамбурга, плавно водят руками в воздухе над своими загадочными устройствами, будто перебирая струны невидимых скрипок.

Изобретенный в 1919 году русским физиком и музыкантом-любителем, терменвокс работает по принципу радиочастотной интерференции: музыкант модулирует звук, перемещая руки возле двух антенн. Правая вертикальная антенна контролирует высоту звука. Левая, в форме подковы, модулирует громкость и «музыкальную экспрессию» — по выражению Френкеля. Специальная кнопка меняет тембр инструмента, делая звук похожим на скрипку, флейту или кларнет.

«Самая большая сложность заключается в том, что вы все время держите руки на весу. У вас нет никакой разметки, чтобы понять, куда поставить пальцы и получить ту или иную ноту», — отмечает 50-летний профессор, программист по профессии, который стал одним из немногих европейских мастеров, способных ремонтировать и настраивать терменвоксы. На его занятиях классическая музыка сменяет возню с транзисторами и паяльником.

«Он перестроил мой инструмент и расширил его диапазон: теперь я располагаю семью октавами вместо четырех», — комментирует ученик.

«Малейшее колебание имеет значение»

Во время репетиции концерт для четырех голосов оживает: звук, льющийся из динамиков, сначала кажется робким и жалобным, а затем, когда музыканты достигают согласия, становится уверенней и чище.

Несколько композиций были написаны специально для терменвокса, голос которого давно звучит в качестве саундтреков к фильмам – как правило, к научно-фантастическим, где этот инструмент призван подчеркнуть напряженность пугающих сцен. В самом деле, любой, кто только учится игре на терменвоксе, поначалу издает не самые приятные звуки, но реальные возможности этого инструмента не вмещаются в рамки столь узкой специализации.

Для того, чтобы играть на терменвоксе, необходимо иметь минимальный музыкальный слух: «Я пыталась сыграть гамму, но это было непросто», — подтверждает Колин Пьерре, 27-летняя кларнетистка, приехавшая в Кольмар, чтобы взять первые уроки игры на терменвоксе.
Эта девушка захотела освоить игру на странном инструменте, услышав его в фильме Тима Бёртона: «Я хочу продолжать, но мне предстоит ещё многому научиться».

По правде говоря, в мире существует не так много музыкантов, которых можно назвать настоящими виртуозами терменвокса. Немка Тьерри ФренкельКаролина Айк считается одним из лучших терменвоксистов, сохранивших страсть к терменвоксу в течение всей жизни. Она успешно воплощает свою любовь к музыке во время многочисленных концертов и в преподавании.

«Мне нравится, что терменвокс позволяет извлекать динамический звук, вибрато, как на скрипке», — говорит эта 26-летняя преподавательница из Лейпцига (Восточная Германия). Сама она практикуется в искусстве игры на терменвоксе с 7 лет. «Мы можем передать множество эмоциональных оттенков – каждое малейшее движение рождает звук, дрожание пальцев добавляет красок», — считает артистка, только что записавшая компакт-диск.

По мнению Терри Боулера, 62-летнего инженера из Ливерпуля, игра на терменвоксе очень расслабляет после рабочего дня.

«Для меня это — особая форма медитации. Мы все «заражены» терменвоксом, и вам тоже следует это попробовать», — заключает он, смеясь.

Перевод  — Максим Вайнберг
Источник ( на французском)

 

Theremin today