Наталья Термен в Нью-Йорке

Наталья Термен

Наталья Термен в Нью-Йорке

Наталья Львовна Термен
Дочь и соратник Льва Термена.
Исполнитель классической и современной академической музыки.
Начиная с конца 1970-х, совместно со своим отцом, Львом Терменом работала над развитием терменвокса, как музыкального инструмента – (техника игры и необходимые технические усовершенствования)
1980-е Лев и Наталья Термен – совместные поездки и выступления в Москве, Ленинграде, Казани, Вилльнюсе, Таллине, участие в съёмках документальных фильмов.
1990-е Лев и Наталья Термен – совместные поездки, выступления – Франция  – (1989), Швеция (1990), США (1991), Голландия (1993).

Наталья Термен демонстрировала инструмент своего отца  на  Bourges International Festival of Electronic Music (Франция,1989), Stockholm Electronic Music Festival (Швеция, 1990), на концерте посвященном 100-летию Стэнфордского университета (совместно с пионером электронной музыки Максом Мэтьюзом), выступления в Нью-Йоркском университете,  университете Беркли, (США, 1991) , выступление в рамках  Academy of Light (Голландия, Гаага,   1993)

Автор уникальной исполнительской техники игры на терменвоксе, соорганизатор международного фестиваля терменвокс-культуры “Терменология” (Thereminology festival), куратор Московской школы терменвокса/Moscow Theremin School

Фото  – Steve Sherman, 1991, New York, ex-Teletouch


Что побудило вас заняться терменвоксом?

Мой отец – Лев Сергеевич Термен.  Терменвокс – неотъемлимая, органичная часть моей семьи.  Папа  часто играл на инструменте дома, выступал публично, мы с сестрой часто аккомпанировали ему, к нам домой приходили   заниматься его ученики , свои терменвоксы папа делал дома, с детства помню  запах канифоли  и  звуки терменвокса.
Папа  очень серьезно относилися  к нашему музыкальному образованию и очень много сделал для того, чтобы мы с сестрой научились хорошо владеть роялем.
Очень важным  для папы было – наша  музыкальная культура и наши успехи.  Папа всегда очень радовался  моим музыкальным достижениям, мы постоянно ходили с папой  на концерты в консерваторию, вся эта атмосфера моего детства и юности  послужила  предпосылкой к нашему с папой сотрудничеству. Я начала заниматься терменвоксом уже после окончания учебы в Музыкальном училище при Московской консерватории и Академии им. Гнесиных.
Наши взгляды с папой на этот период времени  уже совпали, поскольку  мы оба считали, что простое наигрывание мелодий на терменвоксе не означает владение инструментом. Приложение исполнительской музыкальной культуры  к возможностям терменвокса  позволяет  терменвоксу занять равное место  среди классических акустических музыкальных инструментов.  Это непростая задача , которая требовала и требует от меня , в первую очередь, постоянной работы над звуком  и  поиска верных технических решений. Я пришла к терменвоксу осознанно,  и я очень благодарна папе, что он очень тонко подвел меня к серьезной работе с терменвоксом.

Какие были ваши первые ощущения, когда вы услышали звуки терменвокса и где это произошло?

Я не  запомнила , но это все-равно спросить меня, когда я первый раз увидела солнце.

Какова ваша музыкальная философия и какое место в ней занимает терменвокс?
 
Для меня  очевидно влияние музыки  на мировую гармонию в целом  и человеческое общество в частности. Музыка неразрывно связана с человеческой психикой, мышлением, этическими аспектами, моральными устоями. Музыка – это не только хорошее знание музыкальных основ, но и непрерывная  внутренняя  духовная работа. Если говорить конкретно о терменвоксе, то эмоциональный диапазон инструмента очень широк и всё зависит от человека  к которому он попадет в руки.

Перспективы терменвокса и его место в современном музыкальном пространстве, – какими вы их видите?

К сожалению, терменвокс сегодня находится  в самом  тяжелом положении за последние 80 лет . На мой взгляд,  примитивизм стал визитной карточкой современного терменвокса, особенно явно это проявляется  на Западе. За последние 20 лет  терменвокс все больше отходит от представлений и идей Льва Термена, и ассимилируется в очень специфическую субкультуру. Возможно, именно сейчас – ключевой переломный период в истории терменвокса – что перевесит – наши с папой взгляды  на терменвокс или западная массовая субкультура – неизвестно.. Это русский инструмент  и очень важно, чтобы его становление  произошло именно в России.

Какого производителя вы предпочитаете? На каких терменвоксах вы пробовали играть?

Я предпочитаю инструменты  Льва Термена, поскольку именно в них сконцентрированы  благородство звука, легкость управления и стабильность.
Я всегда  играла и выступала на различных ламповых инструментах своего отца , также я играла на терменвоксе, которое   был разработан Львом Терменом и мной при техническом содействии инженеров-электронщиков, в 1987 году.
Я пробовала играть на терменвоксе работы Эдуардова, прототипе терменвокса Льва Королева ( с двумя антеннами), терменвоксе Эдуарда Хенка, инструменте Андрея Смирнова, на Moog etherwave, Moog  с  модулем Thierry Frenkel.
 
Последние годы  я работаю на терменвокса Wavefront американского производителя Жени Сегала. Эти инструменты  являются наиболее адекватными среди современных моделей терменвокса.
 
 Что вы посоветуете начинающим терменвоксистам, или тем, кто только собирается начать свой путь thereminist?

Не искать легких путей и не мыслить штампами.  Всегда искать свой индивидуальный путь, не поддаваться искушениям перенять механистически чужую исполнительскую технику, доверять себе, не отчаиваться, если что-то не сразу получается.
Всегда помнить, что терменвокс – музыкальный инструмент