“Музыка извлеченная из растений” о терменвоксе и варгане в журнале МЕТРОПОЛЬ, октябрь 2014

Музыка, извлечённая из растений

Вот уже год в Москве существует музыкальный коллектив «Трибархана», уникальный по своему составу – два варгана и терменвокс. Сочетание инструментов на первый взгляд абсурдное, как брак плезиозавра и космической станцииО том, что может быть общего у древнего эзотерического варгана с электрическим терменвоксом, который через 4 года отпразднует столетний юбилей, мы поговорили с членами коллектива — варганисткой Ольгой Прасс и терменвоксистом Петром Терменом (правнуком изобретателя).


 Интервью: Наталья Бесхлебная, журнал МЕТРОПОЛЬ, октябрь 2014


 Наталья Бесхлебная: Кому пришла в голову идея соединить эти два инструмента?Метрополь - Трибархана - Терменвокс и варганы

Петр Термен: Все началось с того, что один наш общий приятель который занимается курированием разных литературных проектов,  настойчиво пытался познакомить меня с творчеством современных поэтов на предмет совместных вечеров.Правда, вызвать во мне активную симпатию ему не удалось и тогда появилась такая идея, чтобы поэты читали чужие стихи в сопровождении музыкантов. И у нас прошло несколько таких вечеров.

Ольга Прасс: Вообщето формат придумала когда-то Ирина Богатырева – «перо и варган» назывался – приходили современные поэты, читали свои произведенияа варганистыих  озвучивали. Нашему знакомому очень понравилось, и он решил дополнить, добавить другие инструменты. Так мы и встретились.

Н.Б. Что общего нашлось у варгана и терменвокса?

О.П. Мне кажется, то, что они больше, чем другие, зависятот исполнителя, то есть индивидуальность человека вносит индивидуальность в звучание инструмента, да Петр?

П.Т. Да, тут ещё существует такая парадоксальная вещь, что с обоими исполнитель буквально является частью инструмента, резонатором. Любое движение человека влияет на параметры звука, особенности звучания.

Н.Б. То есть это ближе всего к пению?

П.Т. Именно.

Н.Б. Ольга,в интернете можно найти определение варгана, как «самозвучащего инструмента» –  что это значит?

О.П. Это глупость, один из бредовых стереотипов с которыми постоянно приходится сталкиваться. Варган –это немузыкальная шкатулка какая-то, он не звучит просто так, лежа на столе… Мы берём его, прикладываем к зубам, ударяем по язычку, и тогда он звучит – все остальное мы делаем, как и в пении – горлом, языком, артикулируем разные гласные – звук будет зависеть от того, что человек сделает в этот момент.

П.Т. А вот терменвокс, кстати, с большей долей вероятности можно так назвать, потому что вы его включили –он звучит, его не остановишь, он сразу реагирует, раздается гул. Терменвокс, действительносамозвучащий, и эти люди, которые писали про варган, они, наверное, имели в виду его
.Петр Термен Иван Ильин  Ольга Прасс - Трибархана

Н.Б. А нет ли у вас некоего снобизма по отношению к музыкантам, играющим не на таких экзотических инструментах?

О.П.Скорее наоборот, варганисты сталкиваются со снобизмом по отношению к себе. Музыканты академической школы говорят так – а, варган, ну что вы там пытаетесь сыграть на нем, ну играйте там свое это, а вот это, наше, не трогайте

П.Т.Не скрою, я достаточно осторожно отнесся к предложению поиграть с варганистом. Это был вечер «Космический Маяковский» -первая как раз работа в этом ключе. Я говорю – ну, давай попробуем. Потому что с варганами я, конечно, встречался, но в составе каких-то таких фольклорных коллективов, в которых он просто делал «пяу-пяу»…

Н.Б.Что-что?

П.Т. Ну такие звуки характерные, которые сразу вспоминаешь, когда думаешь о варгане.

О.П. Когда люди издают на нем вот эти первые звуки – «пяу, пяу», многие начинают демонстрировать друзьям – смотрите, я умею играть на варгане! Собственно,варган так же сложен, как любой другой инструмент – как гитара, как фортепиано. Например, человек научился играть на фортепиано собачий вальс – но ему при этом не приходит в голову ходить и говорить – смотрите, я умею играть на фортепиано.

П.Т. Может, некоторые так и говорят, но дело в том, что другие не будут судить по этому о возможностях инструмента. В случае же с терменвоксом и варганом часто происходит именно так. Самый известный, такой канонический пример —это Джимми Пейдж из Led Zeppelin, который подходит к терменвоксу, машет рукой — и зал радуется. А если бы то же самое происходило со скрипкой или саксофоном, то, может быть, зал реагировал бы точно так же, но при этом люди бы знали, что тут что-то не то и это не игра на инструменте. В случае с терменвоксом люди этого не понимают. 

Н.Б. То есть кроме музыкальной составляющей вашей деятельности вам важен просветительский момент?

П.Т. У меня это имеет постоянный характер – я начал играть на терменвоксе чуть больше трех лет назад.  Это было в 2011 году – был фестиваль терменвокса, где я попробовал собрать московских музыкантов и посмотреть, что за ситуация вообще  в терменвокс-культуре. И вот после этого мероприятия выяснилось, что публика знает невероятно мало.Адекватного представления об инструменте просто нет – у людей впечатление, что он буквально только что появился на свет, что это такой некий новый девайс бесконтактный. И тогда появился проект лекций, посвящённых истории терменвокса.

Н.БА я-то думала, что вы давно, целеустремленно, с детства буквально

П.Т. Да, когда я озвучиваю свою фамилию, то все решают, что я занимаюсь этим с детства, на самом деле нет… Я, кстати, столкнулся с тем, что людей так удивляет сам процесс бесконтактной игры, я даже до сих пор не могу к их удивлению привыкнуть. Понимаете, когда в твоей жизни такой инструмент присутствует с бессознательного возраста, ты не будешь его считать чем-то необычным, для меня это было так же естественнокак для других рояль, стоящий в комнате. Собственно говоря, Баха я впервые услышал на терменвоксе. Так что скрипка, например, и способ звукоизвлечения при помощи смычка были для меня более необычными.

Н.Б. Ольга, а у вас как с варганом вышло?

0.П. В 2008 году поехали с друзьями на Алтай и купили на обратном пути как сувениры алтайские варганчики. Я вернулась домой и издавала «пяу-пяу» и всем демонстрировала – в общем это такой стандартный путь начинающего варганиста, это было смешно все, но потом я стала собирать информацию, учиться, и игра на варгане стала основной ипостасью в какой-то момент.Мы создали фонд «Варган» – делаем фестивали, концерты, с осени запустим обучающие курсы, будем учить людей игратьНа сегодняшний момент две школы уже есть в Москве, но, несмотря на это, к нам часто обращаются с просьбами, так что мы решили создать свою.

Н.Б.А здорово было бы сделать трио: варган, терменвокс и голос, правда?

О.П. Да, это будет хорошо. Ну, с терменвоксом голос вообще круто сочетается.

П.Т. Собственно говоря, с голосом терменвокс звучит с первых лет своего существования. Когда в 1920-е годы он демонстрировался в Москве и Петербурге, то звучал с фортепьяно и классическим вокалом. При этом сочетании  сразу становятся выпуклыми и отчетливыми моменты сходства между голосом и терменвоксом. Терменвокс, пожалуй, больше всего похож именно на человеческий голос. Больше, чем какой-либо другой музыкальный инструмент. И тут как раз интересно что варган он ближе всего к древней духовной составляющей голоса тоже.

Н.Б. Как бы с разных сторон они подходят к одному и тому же?

П.Т. Точно, да.

Н.Б. И с какой стороны терменвокс подходит к голосу?

П.Т. Ну, в первую очередь, он одноголосый, как и вокал, причем терменвоксу доступны очень многие вещи, которые доступны только голосу. Это гибкость звучания, нюансировка, вокальные переходы. При бесконтактном способе звукоизвлечения мы можем очень тонко работать, малейшее движение руки и звук меняется. Виолончели, скрипке некоторые нюансы недоступны, а терменвоксу доступны. И, между прочим,скрипка в 19 веке была царицей инструментов, поскольку считалась более всего походящей на голос. Музыкальные инструменты ведь вообще появлялись в попытках подражать голосу. Вибрато у скрипки стало развиваться благодаря наличию вибрато у вокалиста. И вот если мы говорим, к примеру, о вибрато, то терменвокс ещё более свободен, более пластичен, чем даже человеческий голос.

Кстати, ещё одна очень интересная есть возможность при работе с терменвоском – играть микротональную музыку. Как раз на этом первом вечере мы сыграли с китайским варганом – коусяном, настроенным микротонально. 

О.П. То есть три язычка коу-сяна все мимо привычных нот, они отличаются примерно на четверть тона от принятого темперированного строя. 

П.Т. А терменвокс легко подстраивается под это. Он в этом смысле просто совершенен.

Н.Б.  Я вот думала, чем они похожи – способностью подражать звукам природы, издавать такие звуки которые сложнее издать другим инструментам, эффектные имитации…

П.Т. Нет, я считаю, что это не обязательно связывать с варганом или терменвоксом – если человек хочет издать звуки, непохожие на музыку, ему даже инструмент для этого не нужен, а если он возьмет в руки скрипку

Н.Б. То он может треснуть ею по столу

П.Т. Ну не обязательно так радикально. Ванесса Мэй, например, изображает звуки чаек, и на любом инструменте вы можете что-то показать… В общем сказать, что терменвокс это что-то для изображения странных звуков я не могу.

Н.Б. Терменвокс – вершина прогресса, а варган – архаика.

П.Т. Я очень люблю говорить, что терменвокс – это тоже один из самых древних инструментов на земле.

Н.Б. В каком смысле?

П.Т.Терменвокс – это звучащие радиоволны, которые были всегда, я в таких случаях обычно привожу цитату из горячо любомого мной Осипа Эмильевича Мандельштама, который написал, что «растение – это звук, извлечённый палочкой терменвокса из переполненного воркованием бытия».

Н.Б. Ну, это очень поэтично, но…

П.Т. Это поэтично, но и понятно, потому что мир наполнен множеством электрических процессов. Мы не видим,не слышим радиоволны, но они есть. Они присутствовали во Вселенной  даже до появления человека, и когда мы говорим о терменвоксе мы говорим о возможности управлять электромагнитным полем, которое является частью вселенной. На мой взгляд Мандельштам хотел сказать, что терменвокс является чем-то более естественным, аутентичным по отношению ко вселенной чем даже растение. 

Н.Б.Он материализовал то, что было всегда?

П.Т. Да, и он дал нам это услышать. Примерно также мыслил Рерих, когда называл терменвокс музыкой сфер. То есть музыка космоса не в научно-фантастическом смысле, а в более глубинном, более духовном, я бы сказал. Не зря  терменвокс часто ассоциируют с космосом.

Н.Б. Но в космосе нет звуков.

П.Т. Нет, но мы можем передать радиоволны в космосе. В 2001 году звук терменвокса был отправлен в космос на некие созвездия. И если там, в созвездии, положим, Близнецов живут разумные инопланетяне с радиоприемниками, они могли услышать звук терменвокса. Астрофизики считают, что терменвокс – это идеальный инструмент для передачи музыки в космос.

Н.Б. Ольга, насчёт варгана очень распространён стереотип, что это такой инструмент для медитации, но мы знаем, что этим его возможности не ограничиваются, не так ли?

О.П.Когда говорят о варгане имеют в виду какие-то северные культуры, так уж сложилось, например,  в Якутии, там хомус – национальный бренд наряду с алмазами – и там как раз подражают звукам природы – бег коня, капель, пение жаворонка, стерха, лебедя. Но очень древняя культура варгана, например, есть и в Норвегии –там играют народные мелодии, никаких звукоподражанийЕсли мы говорим об Австрии, там совершенно другой подход, там несколько варганов, настроенных на разные ноты, соединяется вместепри помощи специальных креплений– в одной руке 5, в другой 7 варганов и музыкант может играть таким образом сложные всякие произведения, классические и любые, его, например, можно часто услышать в клубах в сочетании с современной музыкой. Мы играем что-то импровизационное авторское. В основном мне видится три направления – эзотерическое, ритуальное, о котором в первую очередь вспоминают, авторское и – классическое.

П.Т. Мне кажется, это шаманское течение очень пересекается с терменвоксом, потому что вот это ритуальное, глубинное — живет и в самом человеке и в человеческом голосе, которому так близок терменвокс. И терменвокс может выразить именно какие-то архаичные переживания.

(с) 2014

ТРИБАРХАНА  – вконтакте https://vk.com/threebarkhan

 

Theremin today